Снегоуборщики
Многие владельцы фермерских хозяйств, загородных домов и дач, так же как и работники коммунальных служб, уже смогли по достоинству оценить ощутимую помощь снегоуборщиков в борьбе со снежными заносами. На рынке представлен широкий спектр как отечественной, так и импортной техники. Для нее производится достаточно большой ассортимент навесного оборудования и для зимы, и для лета. Принципиальных различий среди снегоуборочных машин разных производителей нет, конструкция везде приблизительно одинаковая. Наиболее распространены снегоуборочные машины двух типов - шнековые и шнеко-роторные (порой их называют одно- и двухступенчатыми). Разница между ними заключается в конструкции рабочей системы. У машин первого типа она состоит только из шнеков, которые подгребают снег к центру ковша и выбрасывают его через выпускной канал в сторону. У двухступенчатых агрегатов это делает ротор - специальное колесо с лопатками.
Работа снегоуборщика (снегоотбрасывателя) STIGA
Разные снегоуборщики предназначены для решения различных задач. Легкие и компактные одноступенчатые модели оптимальны для расчистки дорожек и небольших участков.
Снегоуборщики второго типа гораздо производительнее, поэтому они подходят для более серьезных работ. Мощность двигателя у шнековых машин, как правило, не превышает 5 л.с. У шнеко-роторных агрегатов ориентировочный диапазон - от 5 до 13 л.с., хотя порой встречаются отклонения в ту или иную сторону.
Шнеко-роторные агрегаты в подавляющем большинстве случаев самоходные, то есть имеют привод на колеса, что позволяет работать длительное время, не утомляясь.
Внешне снегоуборщики разных производителей схожи, и при выборе следует учитывать много параметров, не всегда бросающихся в глаза при беглом осмотре. Ниже приведено описание тех деталей, характеристик или особенностей, которые чаще всего становятся объектом сравнения.
Снегоуборщик (снегоотбрасыватель) STIGA
Несамоходные и самоходные снегоуборщики. Несамоходные снегоуборщики предназначены для ежедневной уборки только что выпавшего снега на небольших участках. Этой технике вполне под силу справиться со своевременной и быстрой очисткой дорожек и площадки для автомобиля. Кроме того, они очень хорошо убирают даже тонкий слой снега со льда спортивных сооружений благодаря удачной конструкции небольшого обрезиненного шнека.
Несамоходный снегоуборщик MTD
Эти снегоуборочные машины, оснащенные электрическим или бензиновым двух- или четырехтактным двигателем небольшой мощности от 3,5 до 5 л.с, не имеют привода на колеса, поэтому при работе их необходимо толкать.
Шнеки у несамоходных снегоуборщиков имеют резиновую кромку (см. ниже), которая помогает перемещать агрегат. Но по глубокому или слежавшемуся снегу перемещение их затруднено, т.к. мощности двигателя для этого недостаточно.
Несамоходные снегоуборщики - одноступенчатые машины, т.е. отбрасывание снега у них происходит лишь за счет вращения шнека, поэтому дальность выброса невелика - до 5 м.
Достоинства несамоходных снегоуборщиков:
- обрезиненные шнеки не портят плиточное покрытие;
- небольшие габариты позволяют очистить от снега самые узкие места;
- модели с электродвигателем максимально просты в использовании и бесшумны;
- легкий вес позволяет работать с ними женщинам;
- доступная цена.
При эксплуатации малых снегоуборочных машин желательно не забывать о максимальном времени работы без остановки. Обычно это время ограничивается запасом топлива, то есть размером бензобака. Если вы израсходовали весь бензобак, то не надо сразу пополнять запас топлива и продолжать работу. Надо дать отдохнуть и остыть вашему помощнику минимум 20 минут. Если вы будете пренебрегать этим советом, может последовать перегрев и поломка двигателя.
Самоходные снегоуборщики предназначены для более интенсивных и сложных работ по уборке снега. Самоходный снегоуборщик во время работы движется сам, оператор его просто придерживает и направляет.
Самоходные снегоуборщики - двухступенчатые машины. Первая ступень - металлический зубчатый шнек, легко разламывающий наст, а вторая - крыльчатка, которая увеличивает дальность выброса до 15 м и тем самым ускоряет процесс уборки. Эти снегоуборочные машины могут работать с глубоким снегом, в том числе слежавшимся.
Двигатель. Из всех производителей снегоуборочной техники собственными моторами на своих машинах способна похвастать разве что компания Honda. Остальные фирмы ставят моторы Briggs & Stratton, Tecumzeh или Honda.
Практически все модели снегоуборщиков имеют двигатели, специально адаптированные для работы при низких температурах. Такая работа сопровождается повышенной нагрузкой на все узлы и детали. В линейке Briggs & Stratton и Tecumzeh есть соответствующие серии, легко опознаваемые по маркировке: Intek Snow и Snow King соответственно. В эти моторы конструктивно заложено использование только качественного, высокооктанового топлива и, конечно, синтетических или полусинтетических масел, имеющих необходимую вязкость при отрицательных температурах.
Все бензиновые модели снабжены пусковым тросиком. А на профессиональных агрегатах зачастую, помимо тросика, присутствует электростартер. Он бывает двух видов - с питанием от внешней бытовой электросети или от бортового 12-вольтового аккумулятора. В первом случае для запуска нужно подключить двигатель к розетке и нажать кнопку. Сделать это можно еще в гараже, где обычно и хранят такую технику, а потом гнать машину к месту работы своим ходом. Аккумуляторные стартеры, конечно, удобнее - завести мотор реально где угодно и когда угодно. Для подзарядки батареи служит встроенный в двигатель генератор, однако ничто не мешает воспользоваться любым автомобильным зарядным устройством.
На импортных моделях часто бывает установлен электрический стартер, имеющий напряжение 110 вольт. В этом случае придется обзавестись дополнительным пускорегулирующим устройством или, в крайнем случае, иметь в запасе понижающий трансформатор. Несмотря на эти неудобства, электрический стартер хотя и увеличивает стоимость агрегата, делает начало работы намного приятнее, а главное - вы не потратите время и силы, пока будете пытаться завести двигатель на сильном морозе с помощью ручного пуска.
Шины. До недавнего времени практически все поставляемые снегоуборщики разных производителей были "обуты" в Snow Hog с Х-образным рисунком протектора. Сейчас встречаются также модели с V-образным "отпечатком". И те, и другие колеса имеют высокий протектор и обеспечивают хорошее сцепление с грунтом даже в гололед.
Шнеки. Производители придают особое значение форме рабочей кромки шнеков. Она бывает абсолютно гладкой или зубчатой. В последнем случае форма и количество зубьев на разных моделях различны. Это могут быть просто неглубокие прямоугольные впадины или же настоящие зубы, когда шнеки напоминают диск циркулярной пилы. Агрессивные кромки быстрее "грызут" плотный, слежавшийся или обледеневший снег. Однако такой попадается не так уж часто - обычно убирают свежевыпавший, а в этом случае форма рабочей кромки определяющей роли не играет.
Шнек с неглубокими впадинами
У некоторых снегоуборщиков, обычно одноступенчатых, шнеки, вращаясь, касаются грунта. Это обусловлено целью применения таких снегоуборочных машин - например, очистка льда на катке. На таких моделях шнеки либо металлические обрезиненные, либо цельные резино-пластиковые. Резинопластиковый шнек легче переносит встречу с препятствиями вроде камней - он не ломается и не меняет форму. А вот металлический обрезиненный в такой ситуации может и сломаться.
Резино-пластиковый шнек
Редуктор шнеков. Передача вращающего момента от двигателя к рабочей системе осуществляется через клиноременную передачу и вал отбора мощности, с которым соединены ротор (напрямую) и шнеки (через редуктор). Понятно, что обороты ротора намного выше. Редукторы бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Также они отличаются и материалом корпуса: на бытовых моделях используются алюминиевые сплавы; на профессиональных - чугун.
Редуктор шнеков
Тем, кто разбирается в таких механизмах, стоит обратить внимание на обслуживаемые редукторы - у них выше ресурс. Если навыков подобных работ нет и приобретать их не хочется, имеет смысл покупать необслуживаемую модель - меньше возни, а в случае чего редуктор заменяют целиком.
Шестерни редуктора делают из достаточно мягкого металла, например бронзы. Такой выбор неслучаен - при заклинивании шнеков важно не допустить поломки двигателя, поскольку это самый дорогой узел. Так что шнеки крепят к валу срезными болтами - это первая ступень защиты. Если же они не спасут, то пусть лучше полетит редуктор - его ремонт или замена обойдутся гораздо дешевле.
Опорные лыжи. Они держат на себе вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их вверх-вниз, регулируют высоту расположения шнеков над землей, то есть фактически минимальную толщину неубираемого слоя снега.
Лыжи довольно быстро приходят в негодность, и хотя они считаются расходным материалом, производители стараются по возможности продлить их ресурс. Для этого многие делают лыжи двухсторонними - при чрезмерном износе их просто переворачивают. Соответственно, служат они вдвое дольше.
Снегоочиститель с двухсторонними лыжами
Выпускной желоб. Встречаются два варианта - пластиковый и металлический. Пластик применяют исходя из предположения, что к нему хуже прилипает снег, и к тому же он не ржавеет. Производители моделей с металлическим желобом делают упор на то, что их конструкция обеспечивает более точный выброс, поскольку узел меньше вибрирует. Кстати, вибрация пластикового ствола обеспечивает его самоочистку от налипающего снега.
У любой, даже самой простой снегоуборочной машины есть регулировка направления и высоты выброса снежной массы. Первый параметр задают, поворачивая выпускной желоб. У самых простых моделей для этого служит рукоятка, жестко прикрепленная к стволу. Чаще встречается червячная передача - для поворота нужно крутить ручку, размещенную поближе к оператору, чтобы не пришлось далеко тянуться.
Порой встречается конструкция на основе тросика и блоков. Здесь органом управления служит рычаг. Преимущество такой схемы в том, что механизм поворота крепится к желобу в его верхней части, поэтому на нем меньше скапливается снег, а значит, и вероятность обледенения ниже.
Наконец, совсем уж редко попадаются тяжелые снегоуборщики с электрическим приводом механизма регулировки направления.
Под высотой выброса обычно понимают угол в вертикальной плоскости. Задается она козырьком на желобе: повернул его вниз - снег летит почти горизонтально, поднял вверх - и он устремился ввысь.
Самый простой способ регулировки - ручной: подошел, потянул козырек в нужную сторону, работай дальше. Профессиональные машины оснащены рычагом, с помощью которого высоту изменяют непосредственно с панели оператора, не прерывая движения. Это удобно, например, при расчистке парковок, когда приходится постоянно менять параметры выброса, чтобы не завалить стоящие автомобили.
Кстати, "дальнобойность", заявляемая производителями, трактуется только как максимально возможная. Она сильно зависит от состояния снега и силы ветра. Например, в случае со свежевыпавшим снегом о дальности выброса вообще сложно говорить, особенно в ветреную погоду. Вылетающая из желоба масса быстро рассеивается и оседает на землю сплошной завесой. А вот подтаявший и затем подмерзший снег летит одной струей и притом довольно далеко.
Трансмиссия. Подавляющее большинство шнеко-роторных снегоуборщиков самоходные. Количество скоростей и механизмы привода различны: у самых простых моделей есть только одна передняя, более сложные агрегаты имеют 5-6 передних и 1-2 задние. Встречаются машины с вариатором или даже с гидростатической трансмиссией. У них регулировка плавная.
Пониженные передачи применяют для уборки плотного, слежавшегося или мокрого снега; средние годятся для свежевыпавшего. Последние, самые быстрые, - транспортировочные, для работы они не подходят.
Шасси. По конструкции шасси снегоуборщики делятся на колесные и гусеничные. Первые удобнее транспортировать, поскольку их можно просто катить - запускать двигатель и включать передачу нужно не всегда. С гусеничными снегоуборщиками такой "номер" не пройдет. Однако в этом есть и преимущество - подобные агрегаты намного устойчивее на льду и уверенно работают на склонах. К тому же они активнее "вгрызаются" в сугробы, поскольку гусеницы за счет гораздо большей, чем у колес, площади соприкосновения с грунтом обеспечивают очень высокое тяговое усилие.
Гусеничный снегоочиститель Husqvarna
Крутящий момент от двигателя одинаково передается на оба колеса, что, в принципе, очевидно - иначе уже при небольшой нагрузке машина начала бы "рыскать" влево-вправо. Однако такая подвижность в зимних условиях сопряжена с серьезными трудностями. И чем тяжелее снегоуборщик, тем труднее развернуть его. Самый удобный выход - временно разъединить колеса, чтобы они вращались независимо. Это резко меняет картину - машина сразу становится послушной и разворачивается практически на месте.
Механизмы разблокировки колес встречаются разные. Чаще всего применяют быстросъемные шплинты на осях. Вариант чуть более сложный - кнопки, также расположенные на осях: для их нажатия требуется меньше времени, чем для выемки шплинта. Наконец, самая удобная реализация - притормаживание одного из колес рычагом с панели управления. У машин, оснащенных подобным механизмом, под основными рукоятками расположены рычажки-"крючки", включающие дифференциал и приостанавливающие соответствующее колесо. В итоге снегоуборщик разворачивается сам, оператор не прилагает никаких усилий. У гусеничных снегоуборщиков, кстати, встречается только такой механизм управления.
Балансировка. Для снегоуборщика взаимное расположение центра тяжести машины и колесной оси - важная характеристика, поскольку она определяет сбалансированность всей конструкции. Самое лучшее расположение центра тяжести у агрегата, когда он находится точно над осью. Для пользователя это означает простоту маневра: достаточно легкого нажатия на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины.
Однако есть и обратная сторона медали: чем сильнее нагружен "нос", тем лучше снегоуборщик вгрызается в плотные нижние слои слежавшегося снега. Иначе вполне возможна ситуация, когда в процессе работы машина будет удалять только верхний слой, не "докапываясь" до основания.
Чтобы не допустить этого, снегоуборщики оснащают специальными подрезными ножами - острыми горизонтальными пластинами в основании снегозагребного ковша. Они-то и призваны обеспечивать нормальное заглубление и обычно с этой задачей справляются, если пользователь не давит со своей стороны на рукоятки.
Есть модели, снабженные механизмом переноса центра тяжести. Простым передвижением рычага оператор переносит центр тяжести снегоуборщика в одно из трех положений:
- Положение I. Режим уборки слежавшегося снега. В этом режиме центр тяжести смещен вперед. Применяется для уборки слежавшегося, заледенелого снега;
- Положение II. Нормальный режим. В этом режиме центр тяжести находится в центре. Применяется для уборки обычного снега;
- Положение III. Транспортировочный режим. В этом режиме центр тяжести смещен назад. Снегоуборщик находится в приподнятом положении. Применяется для транспортировки и внесезонного хранения.
Прочие приспособления. Для работы в темное время суток на некоторых снегоуборочных машинах установлена фара, а для еще более комфортной эксплуатации имеется подогрев ручек.
Для некоторых снегоуборщиков предусмотрено использование подметальной роторной щетки с износостойкой щетиной, которая позволяет освободить территорию весной от талого снега, а летом ее можно использовать для очистки территории от мусора.
Ещё по теме:
Снегоуборщик своими руками